меню сайта

09.09.2015

Как нам обустроить детский туризм!

Доброй памяти Александр Исаевич Солженицын думал о том, как нам обустроить Россию. Предлагаю переложить этот подход и искреннее желание быть полезным Отечеству на более конкретный предмет и задуматься о том. Как нам обустроить детский туризм?

О том, что детский туризм востребован самими детьми, оставил теплые воспоминания от пионерского детства в сердцах и памяти их родителей, а также общепризнан универсальной, малозатратной, эффективной, комплексной педагогической технологией мы говорить не будем, это аксиома.

А вот о том, какие механизмы, технологии, методики можно использовать в настоящее время поговорить стоит. Мы живем в особое время. С одной стороны, декларативные заявления о необходимости патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения их к здоровому образу жизни, профилактике поведенческих отклонений в молодежной среде, развитии внутреннего туризма, с другой стороны – повальное сокращение специализированных учреждений дополнительного образования, массовая ориентация на оказание платных услуг в сфере образования и организованного досуга, формализация и бюрократизация живого дела воспитания, чиновничий произвол и саморазвивающаяся система контроля и запретов. Надеюсь, что мы переживем это время, ошибки будут признаны, авторы псевдореформ заклеймены историей, но мы теряем очередное детское поколение. Поэтому предлагаю использовать все возможные рычаги воздействия для удержания детского туризма на плаву и обеспечения его развития. Мои рассуждения не носят теоретический характер, позвольте поделиться опытом. Более сорока лет я путешествую со школьниками, студентами, молодежью, с теплотой и грустью вспоминаю семидесятые годы расцвета детского туризма в стране, более двадцати лет руковожу общественным досугово-воспитательным клубом туристского профиля, и, наконец, являюсь автором идеи частно-государственного партнерства в социальной сфере, реализованной на инициативных условиях в форме создания Дома путешественника (социального туриста) на озере Селигер. Что я могу констатировать:

- путешествия, активный отдых представляют интерес для обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья;

- наиболее благоприятный формат – это общественная организация, которая, несмотря на отсутствие бюджетной поддержки, свободна от чрезмерных неумных, порою невыполнимых чиновничьих требований;

- административная поддержка со стороны образовательных ведомств – нулевая, со стороны местных органов власти – имеет место, но надо заслужить доверие и общественное признание;

- участие предпринимательского сообщества в форме частичного спонсирования, может иметь место, но в частном порядке и ограниченно по целому ряду причин;

- отношение ведомств министерства культуры сложное – акцент на развитие коммерческого туризма и возмездную эксплуатацию культурных и природных объектов;

- развитие частно-государственного партнерства, формирование сети муниципальных профильных учреждений дополнительного образования не только вполне реально, но, возможно единственный и самый короткий путь к обустройству детского туризма в стране.

Позвольте сделать некоторый обзор и анализ отдельных практических результатов. НКО (Региональная детско-юношеская общественная организация «Образование. Спорт. Реабилитация.») под эгидой которой вершится вся деятельность по организации семейного, детского, молодежного клубного досуга занимает муниципальное помещение на условиях социального заказа, имеет достаточно инвентаря и оборудования для профильной работы, успешна в своем деле, признана обществом, властью и бизнес-сообществом. Однако, все трудно, не надежно по перспективе и может быть разрушено в один день и такие примеры, к сожалению есть.

Дом путешественника на озере Селигер представляет собой частный социально ориентированный объект – два строения (новое и старое, общей площадью более двухсот кв. м) на участке 9,2 сотки в центре города близ набережной озера. Несмотря на то, что объект заявлен как структура частно-государственного партнерства, участие государства пока нулевое. Местной власти ничего не нужно, если это не сулит частной выгоды. Принцип деятельности инициативный, работа на безвозмездных условиях. В настоящее время это резиденция на Селигере, организационно-информационный центр, а также склад инвентаря и туристского снаряжения, мастерская, гараж, место для занятий туризмом с местными школьниками. Планируется, при наличии средств, восстановление старого дома, пристройка с подъемником для маломобильных туристов, обеспечивающая доступ в новое строение, оборудование приюта для размещения детских групп, численностью до двадцати человек. Но это если будут средства, а пока сотрудничаем с мини-отелем в городе Осташкове и готовы оказать содействие в размещении детских групп в общежитиях осташковских колледжей. Однако Селигер востребован как природно-культурный комплекс и представляет интерес в основном в летнее время. На этот период разворачивается базовый лагерь в одном из самых красивейших уголков озера, через которые проходит ежегодно более двухсот человек. Это и организованные группы учащихся, в том числе с ОВЗ, это и многодетные семьи, это и семьи с особыми детьми, это и молодежь, выступающая в качестве волонтеров, это и возрастные маломобильные инвалиды, это и ветераны детского туризма. Принцип организации – самообеспечение с самостоятельным покрытием расходов на транспорт, питание, оборудование и функционирование лагеря. Зарплата организаторов и педагогов, к сожалению не предусмотрена. Дотаций, целевых субсидий нет. Поддержка со стороны Московской торгово-промышленной палаты имеет место в ограниченных пределах.

Мы чтим память своих учителей и считаем, что Дом путешественника должен быть и своеобразным пантеоном, увековечивающий память о достойных организаторах детского туризма. Ведь они захоронены в разных местах и их могилы мало посещаемы. Это не правильно. Я попробовал эту ошибку исправить - первый памятный знак установлен в честь моего педагога, открывшего мне дорогу к путешествиям - Анатолия Зотовича Романова, который умер на берегу Селигера после завершения похода с воспитанниками школы-интерната. Думаю, что это только начало и рядом появятся памятные знаки о других достойных педагогах-путешественниках.

Думаю, что нам удалось в какой-то мере воплотить в жизнь опыт Рудольфа Лейцингера, открывшего в 1905 году в городе Пятигорске в своем имении приют для детей России, которым на безвозмездных условиях предоставлялся ночлег, снаряжение и инструктор для похода в горы.

Однако Рудольф Рудольфович Лейцингер был человеком состоятельным и меценатом. Мы обычные энтузиасты со средним достатком, но любящие свою страну, профессионально знающие свое дело и очень заинтересованные в развитии детского туризма в России.

Заинтересованы в поддержке и сотрудничестве. Приглашаем в нашу компанию!


Миндель Александр Яковлевич,
председатель Совета Региональной детско-юношеской общественной организации «Образование. Спорт. Реабилитация»»,
член Координационного совета по детскому туризму при Правительстве РФ,
руководитель Рабочей группы по частно-государственному партнерству Комитета по социальному предпринимательству и социальным программам Московской торгово-промышленной палаты (МТПП),
организатор путешествий и интегративных лагерей на озере Селигер с 1971 года,
кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный путешественник России.

E-mail: alexmindel@mail.ru

Фоторепортаж

Возврат к списку

наши партнеры
    • Российская газета
    • "Парламентская газета" - Издание парламента РФ
    • ТАСС
    • Журнал «Российская Федерация сегодня»
    • Журнал "Вестник Совета Федерации"
    • Международный пресс-клуб
    • ВООПИиК
    • Государственный Исторический Музей
    • МГОМЗ | Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
    • Фонд содействия охране памятников археологии «Археологическое наследие»
    • Региональный общественный фонд развития кинематографии
    • ООО «Национальная коллекция «РАРИТЕТ»
    • ЗАО кинокомпания «Народное кино»
    • Фонд содействия развитию международных связей и сотрудничества "Добрососедство"
    • Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова»
    • Центр дистрибуции CDB
    • Российский Национальный Комитет международной общественной организации Youth For Understanding ("Молодежь За Взаимопонимание")
    • Мосфотокор "МФК, пресс-служба"
    • Благотворительный фонд реализации инновационных социальных программ "Грани таланта"
    • Брянский Государственный  инженерно-технологический Университет
    • Брянское землячество
    • Союз художников декоративно-прикладного искусства