Официальная поддержка:



Информационная
поддержка:

ТАСС "Парламентская газета" - издание парламента РФ Журнал "Российская Федерация сегодня" Журнал "Вестник Совета Федерации" Международный пресс-клуб

Традиции народов Севера

Великий праздник Ысыах (и дерево Вселенной)

В соответствии с древнейшими представлениями народов севера Вселенная состояла из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир принадлежал добрыми духами – айыы, покровителям людей на земле. Их образ жизни отражался в земном патриархальном укладе.

В верхнем мире существовали различные ярусы, каждому их которых соответствовали различные добрые духи – Айыы. Самый верхний занимал Юрюнг Айыы Тойон (Белый созидатель), создатель вселенной.

Затем шел Средний мир, населенный людьми, представляющий из себя землю с множеством рек и гор. Священное дерево Аал Луук Мас воплощало в себя образ неувядающей растительности и красоты природы. Средний мир принадлежал саха, тунгусами и другими народами.

Нижний мир якутской мифологии - темная и мрачная страна, заболоченная земля с колючими деревьями и пожухшей травой. Населяющие его злые духи - абаасы, приносят много вреда и горя людям

Путешествие между мирами и общение с духами было смыслом камланий шаманов. Своим пением, речью и жестами они поясняли где странствуют и что с ними происходит. Обряд представлял собой театрализованное действо, включающее пантомиму и музыку.

Отражением такого мировоззрения стал главный праздник, в честь божеств айыы и возрождения природы - Ысыах. Празднуется он в июне, в разгар лета, и сопровождается питьем кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями. Неотъемлемой традицией праздника стал хоровод осуохай, символизирующий круг жизни. Участники двигаются в неторопливом темпе по направлению движения солнца, воплощая круговорот во времени и пространстве и отдавая дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

В центре праздничного круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового древа и оси всей Вселенной. Устанавливая его, саха сооружали как бы модель Вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Кудук Мае источают белую благодать. На дерево принято завязывать разноцветные ленты, имея на уме чистые и светлые помыслы.

В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих нашу северную республику. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг — тюсюлгэ, огражденный разноцветной саламой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы и аар багах с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом.

День оленевода

День оленевода — традиционный праздник тундрового населения севера. Проводится в середине календарной весны.

Для оленеводов-кочевников профессиональный праздник - повод не только встретиться с родственниками и друзьями, но и принять участие в увлекательных соревнованиях, обрядах и просто приятно отдохнуть.

В этот день чествуют людей, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре в чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое со своими семьями и оленьими стадами. Олень занимает одно из центральных мест в жизни жителя тундры. От оленя он получает пищу, жилище, одежду, средство передвижения. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.

День оленевода можно условно разделить на культурную и спортивную части. В поселках устанавливаются подворья, на которых проводятся конкурсы декоративно-прикладного искусства и детского рисунка, блюд национальной кухни и самую красивую оленью упряжку. Приз также вручается самой гостеприимной хозяйке чума.

В спортивно-игровую программу праздника входят соревнования по метанию маута, перетягиванию палки и каната, тройному национальному прыжку, прыжкам через нарты, национальной борьбе, а также лыжная эстафета.

Кульминацией Дня оленевода являются гонки на оленьих упряжках, которые проводятся как среди мужчин, так и среди женщин. Победители гонок получают традиционный главный приз – снегоход! Для условий Крайнего Севера это более чем ценный подарок.

Кроме гонок на оленьих упряжках иногда также проводятся гонки на собачьих упряжках. В небольшие нарты запряжены веером 4-5 собак, сам погонщик сидит на нартах. Иногда можно увидеть и гонки на оленях верхом. Долганы, например, в отличие от своих ближайших соседей ненцев, используют домашних оленей и для верховой езды.

Дни оленевода, как и Дни рыбака, проводятся представителями народностей ежегодно в целях социальной поддержки традиционных отраслей хозяйствования и сохранения традиционного образа жизни, обычаев, традиций и культуры коренных малочисленных народов севера.

День оленевода - это очень веселый, светлый и, по-настоящему, весенний праздник. Впечатления от его посещения остаются на всю жизнь.

Обряд кормления огня

Огонь – главный символ и спутник жизни любого северного народа. Его магия и мощь – предмет поклонения и обожествления спокон веков. Именно поэтому в Парке будет гореть символичный «вечный» огонь в большой чаше (подобной якутскому национальному сосуду - Чорону).

В жизни коренных народов севера религия играет главенствующую роль. Религиозным верованиям людей, которые обеспечивали себя охотой, рыболовством и собирательством, присуще одушевление или оживотворение окружающего мира, который населяют духи, где в природе все взаимосвязано. Следовало относится с почтением к горам, деревьям, рекам. Обязательным считалось кормление духа огня!

Обряд кормления огня или очищения огнем характерен для всех северных народов. «В огне этом — общность крова и крови».

Традиционный обряд кормления огня или обряд очищения огнем происходит следующим образом: ритуал возглавлял шаман, он проходит с бубном вокруг костровища, отгоняя звуком злых духов. Следом свой огонь в общий костер «приносят» все участники праздника, и кормят его пищей лесной и речной.

Участники кидают кусочки хлеба в огонь – в дар и подношение божествам, вызывая тем самым их благосклонность к себе и призывая удачу.



© Все права защищены, Фонд сохранения
культурного наследия «Достояние поколений». 2013-2018
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100