Официальная поддержка:



Информационная
поддержка:

ТАСС "Парламентская газета" - издание парламента РФ Журнал "Российская Федерация сегодня" Журнал "Вестник Совета Федерации" Международный пресс-клуб
А.Н.Кирпичников, профессор, доктор исторических наук, руководитель Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН
А.Н.Кирпичников, профессор, доктор исторических наук, руководитель Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН

По объектам исторического наследия Ленинградской области. Старая Ладога

Откуда пошла земля русская… 

Редакция попросила его поделиться последними открытиями...

- Анатолий Николаевич, что свидетельствует о древности этого города? 

Раскопки в Старой Ладоге ведутся почти три века. Погребальные и архитектурные памятники привлекли внимание исследователей еще в начале XVIII века, а культурный слой времен раннего средневековья начал изучаться в начале ХХ века. Я возглавил Староладожскую экспедицию в 1972 году. Начало семидесятых годов ознаменовалось несколькими важными открытиями. Так, команда Евгения Александровича Рябинина, теперь доктора исторических наук, автора нескольких книг и многих статей, откопала на Земляном городище мастерскую и инструменты ее хозяина - кузнеца. Исследовав с помощью дендрохронологического метода деревянные постройки нижнего слоя городища, ученые установили, что бревна были срублены в 753 году. Эта дата и стала первой в истории создания Ладоги. 

Читать далее
Рябинин также изучал крепость Любшу (VIII- начало IХ века). Городище Любша возникло на мысу при впадении речки Любши в Волхов. Городище в поперечнике составляло едва 50 метров. Каменные конструкции крепости свидетельствуют о том, что славяне поселились здесь раньше скандинавов. В то время таких конструкций не было ни у финно-угров, ни у скандинавов. Зато таковые имелись у западных славян. Если за точку отсчета появления Ладоги принимать середину восьмого века, то это почти на сто лет раньше первого упоминания Руси в германских Бертинских анналах – 839 год. Последние раскопки в Старой Ладоге показали, что это поселение могло возникнуть даже ранее 753 г., на рубеже VII и VIII веков. 

Что удалось археологам узнать о жизни древней Ладоги? 

Старая Ладога - это, прежде всего, огромный пласт культуры России и европейского мира. Уникальный ансамбль средневекового города формировался веками. Здесь переплелись культурные ценности разных эпох и народов. Археологические раскопки и обследования выявили на территории Старой Ладоги около 160 памятников истории, культуры, архитектуры, искусства, археологии. Взору наших современников предстают каменная крепость, монастыри, церкви, колокольни, дома, амбары, древние курганы. Почти 10 гектаров занимает культурный слой толщиной до 3-5 метров, накопившийся с VIII по ХVII века. В нем обнаруживаются древности многих европейских и азиатских народов. Только пять процентов этого слоя раскопано археологами. Оказалось, что в поселке мы ходим по подземному еще неизвестному музею. Это громадный культурный фонд, который до конца не оценен и во многих случаях не известен. За годы работы Староладожской экспедиции значительно изменилось осознание значения Ладоги для России. Повысилась значимость места, с которым связано начало русской истории. 

Среди древнерусских городов Ладога (так называлось это место до 1704 года) – город особенный. Былому процветанию он обязан своим выгодным ключевым месторасположением на пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». В Европе период с середины восьмого по десятый век был временем «бури и натиска». Рождались государства, города, ремесла, устанавливалась евразийская дальняя торговля, формировались новые общественные классы. Торжествовали и творили чудеса свободное общение людей, рыночная экономика, частная инициатива (с каким трудом мы в России, презрев опыт истории, возвращаемся вновь к этим понятиям). В этот период Ладога быстро попадает в число наиболее преуспевающих торгово-ремесленных мест Северной Европы. Сюда обитатели бескрайних северных лесов свозили лучшие в Европе меха. Всему лесному северу Ладога поставляла ювелирные изделия, оружие, предметы быта. 

Можно ли называть Ладогу того времени чисто славянским поселением? 

Еще недавно ученые считали именно так. Противники этого взгляда автоматически зачислялись в разряд норманистов, искажающих и принижающих русскую историю. В наше время научная мысль освобождается от пут партийной идеологии. Ладога являлась самым восточным городом евро-балтийского региона, и в первые века своего существования представляла своеобразный Вавилон. Здесь встречались и торговали славяне, финны, скандинавы, саксы, арабы, волжские болгары, хазары…В культурном слое древнего города найдены средиземноморские бусы, фряжские гребни, скандинавские бронзовые фибулы, железные гривны с молоточками Тора. С Востока привозили гирьки, стеклянные лунницы, перстни-печатки и бусы из сердолика и горного хрусталя. Среди ладожских находок есть вещи балтского круга, в частности, янтарь, частично обрабатываемый на месте. В каменной крепости и на земляном городище найдены славянские височные кольца со спиральным завитком. Встречаются, хотя и редко, финские украшения. В ювелирно-кузнечной мастерской откопали 26 инструментов – молотки, сверла, волочильню, наковальню, зубило, ножницы для резки металла… Эти вещи прямо указывают на существование в Ладоге с момента ее возникновения универсального ремесленного производства. Здесь занимались также ремонтом, а возможно, и строительством судов. 

Найдены остатки и других мастерских, связанных с изготовлением бронзовых и стеклянных изделий, обработкой кожи и кости. Нашими раскопками установлено, что практически в каждом исследованном доме IХ-Х веков находятся следы ремесленного производства, направленного не столько на внутренний, сколько на внешний рынок. 

Если экономика Ладоги была ориентирована на внешние связи, то как осуществлялись контакты с дальними странами? 

В Ладоге того времени существовали общины судовладельцев, моряков, которые могли проплыть по Волхову на юг и на север. Причем некоторые команды формировались в самой Ладоге. Торговых гостей привлекал местный рынок, особенно меха из северных лесов, считавшиеся лучшими в мире. За меха платили серебром. Восточное монетное серебро появилось в Ладоге не позднее 50 - 60–х годов VIII века. Именно город в низовьях Волхова стал одним из первых, где дирхемы зафиксированы сразу же, как только началось их распространение в Восточной и Северной Европе. 

Недавно мы откопали здание, которое назвали купеческим общежитием. Размер его –10 на 17 кв. метров. Оно состоит из двух частей: внутреннего, отапливаемого помещения, где сохранились остатки очага, и обводной наружной галереи. Ее назначение – изолировать воздушной прослойкой жилую зону. Кроме того, галерея (проход по ширине составляет около метра), использовалась под склад для различных вещей. Дом такого типа ранее был найден в Ладоге экспедицией Е.А.Рябинина. Строение датировали IХ веком. Евгений Александрович был склонен рассматривать находку как дворец князя Олега. То, что мы откопали второй однотипный дом, - опровергает эту версию. Вероятно, такие жилые помещения использовались торговцами в качестве гостиницы. Существует описание подобного комплекса, которое оставил Ибн Фадлан (921-922 гг.). Он сообщил, что в Среднем Поволжье (район нынешней Казани) купцы-русы строили большие дома. Они сидели на скамьях вдоль очага, и рядом – невольницы, рабыни, предназначенные для продажи. Находка в Ладоге полностью соответствует этому описанию. 

А были доказательства, что здесь жили купцы? 

В раскопе мы нашли множество бусин, даже целую партию бисера - 2500 штук, вероятно, предназначенных на продажу, форму для отливки серебряных слитков – вторых платежных единиц после дирхемов, международной валюты тех времен. Здесь же обнаружена вставка от перстня-печатки из горного хрусталя с арабской надписью. Эту надпись удалось прочесть. Оказался аят суры из Корана: «Да будет мне помощь Аллаха, и только на эту помощь я уповаю и надеюсь». Перстень со вставкой служил печаткой (им запечатывали товары, грузы, документы), мог, судя по арабской надписи, принадлежать только восточному купцу, торговцу из дальних стран. В раскопках 2007 г. встретились еще две вставки от перстней-печаток с арабскими надписями (в переводе): «Именем Аллаха». Бусы и невольниц везли на Восток, а из Ирана и Ирака сюда также наведывались путешественники по торговым делам. От Скандинавии до восточных стран гости, скорее всего, добирались по Великому Волжскому пути. Перстень с арабской надписью и другие находки – знаковые вещи, подтверждающие дальние международные экономические и торговые связи Ладоги в Х веке. 

Но ведь мы привыкли главным торговым центром того времени считать Великий Новгород? 

Нет оснований умалять значение первоначальной Ладоги по отношению к Новгороду на том основании, будто она была маленьким поселком, заброшенным на край славянской ойкумены. Напротив, Ладога с самого начала своего возникновения была значительным по тем временам поселением Поволховского и Приладожского регионов. В период оформления государства, когда на первом этапе приоритетной была дальняя торговля, обладание и контроль за торговыми путями, такие центры как Ладога были необходимы. По мере же укрепления государства и создания нового механизма властвования силовыми становятся центры в глубине страны, так сказать, внутриземельные, каким и стал Новгород. Речь идет о различных хронологических этапах градообразования, отличающихся своими основообразующими признаками. 

Значит, и Ладога сыграла лидирующую роль в создании северорусской государственности? 

Красноречиво рассказывает об этом летописное «Сказание о призвании варягов». В 862 году словене, кривичи, чудь, меря и весь, собравшиеся, скорее всего, в Ладоге, которая была для них своеобразной федеративной столицей, решили пригласить скандинава Рюрика с братьями. Причины призвания летописец объяснял междоусобными распрями и беспорядками: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) нет». На выбор кандидатуры варяжского предводителя повлияли разбойничьи нападения викингов. Они грабили и жгли города и обложили население ежегодной тяжелой данью. Приглашенный чужеземец, возможно, и защитил северные племена от пиратских набегов, но вскоре узурпировал власть местных старейшин. Так было положено начало династии Рюриковичей, правивших в России вплоть до конца ХVI века. Ладога же стала пусть кратковременной, но столицей нового в Европе государства, охватывавшего области Приладожья и Приильменья, а также земли Пскова, Белоозера, Мурома, Ростова и Полоцка. В дальнейшем столицей складывающегося государства стал ПредНовгород (Рюриково городище), а в 882 г. - Киев. Город же в устье Волхова остался личным достоянием великокняжского дома и лишь в ХII веке вошел в состав Новгородской земли как ее провинциальный центр с большими автономными правами. 

Какие следы оставило время Рюрика и его преемника Олега Вещего? 

В последней четверти IХ века здесь, на мысу, образованном реками Волховом и Ладожкой, была построена первая на Руси каменная крепость. Первоначальная высота ее стен составляла не менее трех метров при примерно такой же толщине. Укрепление сложено из волховского плитняка с использованием в качестве связующего материала глины. Возвели ли укрепление пришлые мастера, допустим, рейнские, сказать трудно. Однако цели строительства представляются очевидными: крепость обеспечивала безопасность судоходства и самого города. Она должна была защищать горожан от разбойничьих набегов викингов. Эта задача была успешно решена. 

Превращение Ладоги в столицу империи Рюриковичей сказалось и на ее гражданском строительстве. Расскажу об интересном открытии. Во время раскопок в 1991 году мы достигли пятиметровой глубины. В последний день работ выяснилось, что ниже залегал материк- непотревоженная глина. И вот в предматериковом слое проступили контуры сгоревшего жилища с прямоугольной печью в одной из камер. Сходные по типу дома-пятистенки в Ладоге строили, начиная с VIII века. Обычно они представляли собой главную владельческую постройку городской усадьбы. По соседству с жилищем был расчищен горн, служивший для плавки железа, а также предгорновая яма, где находился работник, нагнетавший мехи. Жилая и производственная зоны были разделены канавами, скорее всего, служившими для втаскивания на сушу речных судов. Участки земли, разделенные канавами, тянулись к реке Ладожке. Очевидно, их торцы подходили к берегу реки, где были пристани. 

Думаю, что человек, живущий в постройке, работал рядом – достаточно было перешагнуть канаву. Он, должно быть, был одновременно и ремесленником, и торговцем. Не этот ли универсальный класс производителей обеспечил невиданный тогда подъем города и его благосостояние? Дата обнаруженного комплекса – IХ век, то есть время первых норманнских властителей Руси. 

На удивленье сходные участки земли с мастерскими по изготовлению изделий из бронзы, янтаря и кости были обнаружены археологами в датском городе Рибе. Там участки земли были также разделены канавами на одинаковые полосы шириной около 7 метров. Они тоже выходили своими торцами к воде. Получается, что в городах, разделенных 1600 километрами, строили по одному землеустроительному плану. 

Как же можно это объяснить? 

Подразделение городской территории на участки, примыкавшие к реке, улице, крепостной стене, характерно для планирования ряда европейских городов, в том числе и скандинавских. К примеру, по свидетельству «Саги об Олаве Святом», помещенной в «Круге земном» Снорри Стурлусона, при основании торгового города Нидароса (Трондхейма в Норвегии) конунг «размечал участки для застройки и давал их бондам, купцам и другим людям, которые пришлись ему по нраву и хотели там обосноваться». Становится понятно, что «разметка участков» - свидетельство определенного порядка городского землепользования и наличия администрации, осуществлявшей раздел территории, особенно в таких удобных и выгодных районах города, каким была в то время прибрежная суша. На примере Рибе и Ладоги появление такой практики следует отнести к VIII-IХ векам. Заманчиво связать ладожские наделы-парцеллы с деятельностью пришедшего в 862 году в Ладогу викинга Рюрика или его продолжателя Олега Вещего. При них ладожское поселение расширилось и заняло оба берега р.Ладожки, а ее устье стало служить городской гаванью. Видимо, с этим и связано расположение участков, выходивших непосредственно к реке. 

Анатолий Николаевич, в исторической литературе издавна упоминается слово «русь». Ибн Фадлан говорил о купцах - русах, Ибн Хордадбех писал о том, что русы торгуют мечами (830-840-ые годы). Как же появилось это слово? 

Сколько умов, столько и мнений о происхождении русов. К одному знаменателю ученые пока не пришли и, может быть, никогда не достигнут согласия в этом вопросе. Письменные источники называют русов только на территории Восточной Европы. Кроме русов упоминаются славяне, варяги и другие народы. Причем в летописи указывается, что язык славян и русов единый, то есть, эти главные насельники Восточной Европы говорили на общем языке. Мне представляется, что различие между русами и славянами не этническое, а социальное. Русы – это элитарная, верхняя прослойка общества. Они торговали, покупали невольниц и так далее. Социальная функция славян – обслуживание элиты – русов. 

Многие исследователи придерживаются мнения, что русы - скандинавы. Я считаю, что это не обязательно. Скорее всего, русы составляли международные купеческие сообщества, команды кораблей. Такие группы могли включать в себя как скандинавов, так и финнов, и славян. Скандинавские источники, к слову сказать, вообще не знают русов, как обозначение людей, принадлежащих к одному этносу. Особенность Восточной Европы – открытость всем народам, представители которых могли войти в геополитическую и социальную общность под названием «Русь». 

В летописях русы упоминаются в течение Х-ХI веков. Затем происходит эволюция понятия – Русская земля, Русь, Россия. Кто такие первоначальные русы, вопрос остается открытым. Кем бы они ни были, несомненно, эти коллективы стали русским этносом, компактно проживающим на Русской земле, в Киевской Руси. Но в эпоху торговой революции разделение на русов и славян имело, по моему мнению, широкий социальный смысл. 

Можно ли считать, что князь Рюрик и его братья Трувор и Синеус – реальные люди? 

Историческая достоверность князя Рюрика не подвергается сомнению. Об этом свидетельствуют и русские летописи и западные источники. Спор идет только о том, был он датчанином или шведом. Сообщение, что Рюрик пришел на Русь с братьями, - некое клише. Славяне, вероятнее всего, пригласили княжить не трех братьев, а одного человека - полководца и известного им политического деятеля. По свидетельству западных письменных источников у Рюрика были братья, но все они умерли раньше его призвания на Русь. Может быть, в начале ХII века летописец, составляя летопись, воспользовался некими документами, по своему понял смысл некоторых скандинавских слов. О Рюрике летописец писал, что он пришел с «родом своим» и «верной дружиной». Сопоставим слова возможного оригинала и их перевода: sine hus («свой род») – «Синеус», thru varing («верная дружина») – «Трувор». Конечно, в этом вопросе могут быть и другие толкования. Любители исторических тайн до сих пор не теряют надежды найти в окрестностях Старой Ладоги погребение легендарного князя, умершего в 879 году. 

Ладога стала политическим и транспортным центром Древней Руси не потому, что здесь был престол варяжского или славянского князя, но благодаря торговле, ремеслам и искусствам, бурно развивавшимся в городе – необходимом звене в общем развитии европейских государств. 

Ныне Старая Ладога, недавно малоизвестное село, словно преобразилась, стала своеобразной археологической Меккой, сокровищницей отечественного и международного культурного наследия, путеводным началом по истории русской культуры и государственности. Не случайно в 2003 г. поселение в низовьях Волхова посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин, а в 2004 г. он вновь приехал уже как гость Староладожской экспедиции. 


 Беседовал Валерий Василевский

Статья "Откуда пошла Земля русская..."
Журнал "Достояние поколений" №1 (4) 2008

Фоторепортаж

Развернуть
А.Н.Кирпичников, профессор, доктор исторических наук,  руководитель Староладожской археологической экспедиции  Института истории материальной культуры РАН А.Н.Кирпичников, профессор, доктор исторических наук,  руководитель Староладожской археологической экспедиции  Института истории материальной культуры РАН А.Н.Кирпичников, профессор, доктор исторических наук,  руководитель Староладожской археологической экспедиции  Института истории материальной культуры РАН А.Н.Кирпичников, профессор, доктор исторических наук,  руководитель Староладожской археологической экспедиции  Института истории материальной культуры РАН

Возврат к списку


© Все права защищены, Фонд сохранения
культурного наследия «Достояние поколений». 2013-2017
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100